
 В ходе стендовых испытаний фильтрующий элемент размещается в корпусе воздушного фильтра карбюраторного вазовского двигателя
 Так выглядит стенд для испытания воздушных фильтров
 Вес пыли, пойманной «абсолютным» фильтром, определяется на прецизионных весах
 Такую струю воздуха, насыщенную пылью до требуемого уровня, дозатор подает к всасывающему соплу корпуса воздушного фильтра
 Это - «абсолютный» фильтр, встроенный в воздушный тракт после испытываемого фильтра. Задача «абсолютного» фильтра - уловить всю пропущенную пыль
 По загрязнению на внутренней стороне фильтра Полистон можно было безошибочно определить место пропускания пыли
|
Дмитрий Шевцов, фото автора
Затевая сравнительный тест сменных элементов воздушного фильтра для двигателей ВАЗ, никаких сенсаций мы не предполагали. Какой-то фильтр окажется лучше, какой-то - хуже... Но такого мы не ожидали: худший из образцов пропустил в двигатель треть всей всасываемой пыли!
Даже мельчайшие, невидимые глазу пылинки приносят двигателю большой вред. Пыль попадает в зазор между поршнем и цилиндром, смешивается с маслом и вызывает абразивный износ шеек валов и вкладышей...
Пыль надо фильтровать. Обязательно.
За всю историю существования автомобиля очищать воздух пытались самыми разными способами - воздушными лабиринтами, центрифугами, с помощью промасленной нитяной «путанки». Наконец мир остановился на сменных элементах из гофрированной фильтровальной бумаги. У нас бумажные фильтры появились около тридцати лет назад на первых Жигулях. Двигатель венчала тарелка «сухого» воздушного фильтра, в который вставлялся круглый сменный элемент - сложенная «гармошкой» бумага с помещенным внутрь кольцом из металлической сетки и залитая с торцов полимером. С тех пор «жигулевские» фильтры ставили не только на все карбюраторные вазовские модели, но и на заднеприводные Москвичи последних поколений, на украинские Таврии, на малютку Оку...
Сейчас сменные элементы для таких фильтров выпускают все кому не лень. На полках автомагазинов - изобилие! Что выбрать?
Мы купили 20 различных фильтров. Шесть из них попали на российские прилавки из-за рубежа: SCT - из Германии, Fram - из Испании, Bosch - из Чехии, а Champion и Clean Filters - из Италии. Не удалось установить лишь происхождение фильтра Mann: ни на его корпусе, ни на упаковке о месте изготовления - ни слова.
Остальные 14 фильтров сделаны в России. Фильтр Автоагрегат - из города Ливны Орловской области. Сменные элементы Цитрон и Механик's сделаны в городе Михайловске Ставропольского края. Четыре фильтра - BBF, Consol, Биг и Невский фильтр - появились на свет в Санкт-Петербурге. Фильтр Spectrol сделан в Москве, элементы Кварк, Тосол-Синтез-Москва и Билайт - в Зеленограде. А Luxoil и Полистон родом из Подмосковья - первый из Пушкино, а второй из Подольска. Причем фильтр Полистон принципиально отличается от всех остальных - в качестве рабочего элемента в нем используется не бумага, а нетканое полипропиленовое волокно. На этикетке фильтра Ekofil была лишь надпись «Сделано в России», а о том, где именно, - ни слова...
Все 20 фильтров мы отвезли в лабораторию, аккредитованную Госстандартом в области испытаний фильтрующих элементов.
Перед испытаниями специалисты лаборатории подвергли все образцы тщательной проверке. Сколько весит каждый фильтр, каких он размеров? И если первый параметр имеет скорее прикладное значение (в конце концов, нет никакой разницы - класть под капот фильтр весом 180 или 220 граммов), то при измерении габаритов были забракованы сразу два образца - ставропольский Механик's и итальянский Clean Filters. Для того, чтобы сменный элемент плотно прижимался крышкой фильтра к днищу корпуса, его высота должна быть не менее 60 мм. У 18 фильтров из 20 так оно и оказалось - высота элементов колебалась в пределах 60-65 мм. Но изделия марок Механик's и Clean Filters оказались с высотой 59 мм - плотно прижать такой «низкий» фильтр к корпусу не получится, и в зазор будет просачиваться пыль. Поразмыслив, мы все-таки допустили оба фильтра к испытаниям, но условно - вместе с кольцевой прокладкой из миллиметровой листовой резины.
Затем специалисты тщательно изучили конструкцию всех фильтров - подсчитали количество складок-гофр рабочего элемента, который называют шторой, и общую площадь бумаги. Чем больше площадь шторы, тем лучше - при прочих равных условиях такой фильтр будет оказывать меньшее сопротивление воздушному потоку (а это означает снижение расхода топлива и увеличение мощности) и будет аккумулировать в своих недрах больше пыли, продлевая срок службы фильтрующего элемента. Но увеличивать площадь можно лишь до определенных разумных пределов - слишком плотная укладка бумаги повысит сопротивление шторы.
Разброс по плотности укладки гофр у 19 бумажных фильтров оказался большим - от 113 до 269 штук. Еще больше различается полезная площадь штор - от 0,1 м2 у фильтра Mеханик's до 0,37 м2 у элемента Bosch. Как эта разница скажется на работоспособности фильтров?
За основу методики сравнительных испытаний были взяты нормы РД 37.001.622-95 «Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования». В соответствии с ними основные рабочие качества фильтра можно определить с помощью трех тестов.
Первое испытание - проверка «легкости дыхания» новенького рабочего элемента, то есть измерение разрежения во впускном коллекторе после фильтра. Для этого сменный элемент устанавливается в штатный вазовский корпус, и система компрессоров начинает просасывать через получившийся впускной тракт воздух с номинальным расходом 160 м³/ч - примерно столько потребляют вазовские моторы рабочим объемом 1,3-1,6 л. По нормативам, фильтр не должен снижать давление воздушного потока более чем на 2,5 кПа.
Как оказалось, все фильтры не затрудняют «дыхание» мотора - падение давления составило от 0,9 до 1,2 кПа.
Второе испытание - главное: это проверка пылеулавливающих свойств. Дозатор начинает распылять перед раструбом воздухозаборника специальную пыль, и фильтр при неизменном расходе воздуха в 160 м³/ч должен уловить не менее 99% «тарированного загрязнителя». Позади испытываемого фильтра установлен специальный «абсолютный» фильтр - дисперсность пыли и диаметр его пор подобраны таким образом, чтобы «абсолютная» штора задерживала даже те пылинки, которые пропустил испытуемый элемент. После испытания «абсолютный» фильтр взвешивают на прецизионных весах - и, зная прибавку его веса и вес потраченной пыли, рассчитывают степень эффективности очистки.
Этот тест выдержала лишь половина фильтров - эффективностью не ниже 99% обладают элементы BBF, Автоагрегат, SCT, Mann, Fram, Bosch, Consol, Биг, Clean Filters и Невский фильтр. Все остальные марки испытание не прошли. А полипропиленовый фильтр Полистон и вовсе шокировал: он пропустил 33,1% пыли! Да-да, треть! В реальных условиях это грозит двигателю интенсивным абразивным износом - капремонт понадобится очень скоро...
Каким образом такое «оригинальное» изделие вообще попало на прилавки? Специалисты сертификационного центра НАМИ, к которым мы обратились за консультацией, поведали детективную историю. Несмотря на то, что полипропиленовое чудо из Подольска сертификацию не проходило, на этикетках фильтров Полистон была помещена надпись «Одобрено НАМИ». То есть фирма Полистон решилась на фальсификацию! После того, как НАМИ предъявил претензии, упоминание о «сертификации» исчезло. Зато появилась другая фраза: «Внимание! Не покупайте подделок». Если под подделкой имеется в виду сам фильтр Полистон, то это - сущая правда.
Последним испытанием стал своеобразный «ресурсный» тест - определение предельной пылеемкости фильтра. В ходе теста дозатор загрязняет всасываемый воздух с концентрацией 0,4 грамма пыли на 1 кубометр воздуха. Расход воздуха прежний - 160 м³/ч. Заканчивается испытание после того, как разрежение во «впускном коллекторе» за фильтром достигнет 4,9 кПа. Это значит, что фильтр «забит под завязку» и создает неприемлемое сопротивление потоку. Чем дольше продержится элемент, тем лучше - согласно нормативу, время загрязнения для фильтров подобного типа должно быть не менее 84 минут.
Уложиться в этот норматив смогли всего 11 фильтров - BBF, Автоагрегат, SCT, Mann, Fram, Champion, Bosch, Consol, Биг, Clean Filters и Невский фильтр.
В итоге без замечаний все испытания прошли лишь 9 фильтров из 20! Меньше половины... В группу победителей вошли 5 российских элементов - это BBF, Автоагрегат, Consol, Биг и Невский фильтр. Ну а компанию им составили импортные SCT, Mann, Fram и Bosch.
Массово-габаритные и конструктивные параметры фильтров |
Марка |
Масса, г |
Внешний диаметр, мм |
Внутренний диаметр, мм |
Высота, мм |
Количество гофр фильтрующей шторы |
Площадь фильтрующей шторы, м2 |
Кварк-фильтр KFA-078 |
138 |
230 |
182 |
62 |
130 |
0,21 |
Luxoil Filter |
186 |
230 |
182 |
61 |
177 |
0,28 |
BBF-010 |
150 |
230 |
182 |
63 |
148 |
0,26 |
Автоагрегат |
159 |
226 |
182 |
63 |
209 |
0,28 |
SCT SB-211 |
146 |
230 |
182 |
61 |
179 |
0,31 |
Тосол-Синтез-Москва |
127 |
226 |
182 |
62 |
130 |
0,21 |
Spectrol |
117 |
230 |
182 |
62 |
130 |
0,22 |
Цитрон |
139 |
230 |
182 |
61 |
145 |
0,20 |
Mann С2443 |
192 |
230 |
182 |
65 |
179 |
0,29 |
Механик's |
113 |
220 |
182 |
59* |
116 |
0,10 |
Fram CA660PL |
180 |
230 |
182 |
61 |
166 |
0,35 |
Ekofil Eko-01.01 |
220 |
226 |
182 |
62 |
171 |
0,24 |
Полистон ЭВФ-01.01 |
226 |
234 |
178 |
62 |
- |
- |
Champion W106 |
225 |
230 |
182 |
62 |
162 |
0,29 |
Bosch S2108 |
269 |
230 |
182 |
63 |
215 |
0,37 |
Consol |
181 |
230 |
182 |
63 |
149 |
0,22 |
Биг Фильтр GB-95 |
198 |
224 |
182 |
62 |
164 |
0,26 |
Clean Filters МА129 |
251 |
230 |
182 |
59 |
173 |
0,26 |
Невский фильтр |
173 |
230 |
182 |
63 |
161 |
0,27 |
Билайт EF-78 |
129 |
226 |
182 |
62 |
140 |
0,23 |
* Высота недостаточна. |
Характеристики работоспособности фильтров |
Марка |
Сопротивление чистого фильтра, кПа |
Коэффициент пропуска пыли, % |
Продолжительность работы, мин |
|
|
|
Норма |
не более 2,5 |
не более 1,0 |
не менее 84 |
|
|
|
Кварк-фильтр |
1,0 |
1,20* |
70 |
|
|
|
Luxoil Filter |
0,9 |
1,11 |
63 |
|
|
|
BBF-010 |
1,0 |
0,83 |
87 |
|
|
|
Автоагрегат |
1,0 |
0,90 |
95 |
|
|
|
SCT SB-211 |
0,9 |
0,85 |
91 |
|
|
|
Тосол-Синтез-Москва |
1,0 |
1,27 |
80 |
|
|
|
Spectrol |
1,0 |
1,07 |
83 |
|
|
|
Цитрон |
1,1 |
1,40 |
40 |
|
|
|
Mann С2443 |
1,0 |
0,93 |
91 |
|
|
|
Механик's |
0,9 |
1,75 |
25 |
|
|
|
Fram CA660PL |
0,9 |
0,76 |
96 |
|
|
|
Ekofil Eko-01.01 |
1,2 |
1,70 |
50 |
|
|
|
Полистон ЭВФ-01.01 |
1,0 |
33,1 |
-** |
|
|
|
Champion W106 |
1,0 |
1,06 |
85 |
|
|
|
Bosch S2108 |
1,0 |
0,89 |
106 |
|
|
|
Consol |
1,0 |
0,96 |
84 |
|
|
|
Биг Фильтр GB-95 |
0,9 |
0,98 |
85 |
|
|
|
Clean Filters МА129 |
1,0 |
0,91 |
89 |
|
|
|
Невский фильтр |
1,0 |
0,97 |
86 |
|
|
|
Билайт EF-78 |
1,0 |
1,25 |
72 |
|
|
|
* Выделены значения, не соответствующие нормативам. |
** Сопротивление не возрастало. |
Результаты распространяются только на фильтры, принимавшие участие в испытаниях. |
|